Контактные данные:

Россия, Красноярский край, Тюхтетский район, с. Поваренкино, ул. Сибирская, д.36

Телефон:

8(391 58) 36187

e-mail:

Povaren2007@yandex.ru

История села и школы

Мое село Поваренкино

 

Село Поварёнкино расположено в 75 км от райцентра с Тюхтет. Связь с райцентром осуществляется по гравийной дороге. Село расположено на левом берегу реки Аргудат, которая в пределах посёлка имеет довольно извилистое русло. Село со всех сторон окружено смешенным лесом. Рельеф площадки, занятой под поселок, имеет ярко выраженный микрорельеф. Местность пересечена логами, оврагами, местами имеются заболоченные участки. Общий уклон территории посёлка на юго-восток к реке Аргудат. Грунты на площадке в основном суглинки, супеси. Грунтовые воды вскрыты на глубине 5-7 метров.

Река Аргудат впадает в реку Четь, которая весной разливается и тогда связь села Поварёнкно с райцентром затруднена.

Село Поварёнкино вытянуто на три улицы: одна улица вытянуто с юго-запада на северо-восток на 2,5 км, другая улица вытянута на север, третья на запад. Каждая улица соответственно называется: Сибирская, Таёжная, Юности. Жилой фонд в селе в основном деревянный. Здание администрации села - двухэтажное кирпичное здание.

 

Выписка

из книги «Всеподданейший отчет стат секретаря Куломзина по поездке в Сибирь для ознакомления с положением переселенческокого дела»,

в Санкт – Петербурге, 1896 г.

Стр. 149 – 151.

«… на реке Аргудат, приток Чети, на расстоянии версты  от последней, расположена заимка Поваренковская. По местным рассказам лет 25 назад здесь жило 10 человек богомолов имевших запашку десятины три. В 70-х в чулымско-мариинской тайге была произведена облава на лиц,незаконно там проживавших. В числе 100 слишком человек, оказались и прежние обитатели Поваренковской  заимки. Один из них указал нынешнему заимщику на свое бывшее жилье; лет 13 назад на этом месте образована была казенная оброчная статья, которая сдана в арендное пользование мещанину Васильеву и присоединившемуся к нему томскому мещанину из крестьян Вятской губернии Поваренкину. В настоящее время заимка состоит из 7 семей. Все, за исключением, староверы. Хлебопашеством занимается 5 семей… По слухам, здесь прежде находилась глухая, черная тайга, вследствие пожара, обратившаяся в белую березовую и осиновую… Смежно с землей Поваренковской заимки, находятся небольшие елани, обрабатываемые обитателями соседней заимки Филатова, на ней распахана 10 десятин, а на Поваренковской- до 40 десятин земли…

Заимщик Поваренкин наиболее крупный хозяин, живущий здесь 14-й год, объяснил, что за последний год он сеял ржи и пшеницы 4 десятины, овса 2 десятины и льна 2 десятины. Снимал ржи и пшеницы по 250 пудов, овса-130 пудов и льна-600 снопов.

 

           Согласно выписке дата рождения деревни Поваренкино считать 1882 год. В 1912 году      в деревне была построена церковь. Это пятая по счету  церковь в районе. Согласно царскому указу деревня переходит в статус села, с открытием в ней церкви. Считать датой рождения села 1912 год.

В заболоченных проймах здешней тайги петляют многие из притоков Чулыма, по берегам  которых еще в позапрошлом веке возникали  первые русские поселения, в том числе Поваренкино.

 Если побывать на местном кладбище, вряд ли кто обратит  внимание на небольшой холмик, заросший бурьяном, оставшийся без присмотра. Но старожилы села знают, кто здесь похоронен и помнят драматическую историю, о которой мало кто знает. Речь пойдет о Николае Никифоровиче Уткине, комиссаре Поваренкинского волисполкома.

В канун революции окончил унтер-офицерскую школу. Товарищи о нем отзывались как о хорошем и преданном друге. Вместе со своими товарищами ходил на митинги.

Летом 1918 года Томский ревком направил в Поваренкино Николая Уткина, мандат Мариинска, от подпольного комитета большевиков передал наказ по организации повстанческого отряда.

Очень уж злую силу набрал Колчак, каралось любое неповиновение, вызывая протест, и крепли слухи о действиях партизан по всей Енисейской губернии вокруг Томска, в алтайских степях. Люди на своей шкуре испытали колчаковщину, не хватало лишь искры, чтобы разжечь пламя борьбы. Этой искрой в таежной волости стал Николай Уткин. По-прежнему не объявляясь, кто он такой, умело и осторожно сформировал отряд, в основном из бывших солдат-сослуживцев, почти у каждого что-то нашлось: у кого спрятанная винтовка, у кого наган или штык, четыре гранаты, патроны.

 Они решились на выступление в августе, по Чулыму как раз шел Михаил Перевалов. Ночью разоружили милиционеров, арестовали всю волостную головку. А что дальше? Они направили в Мариинск связного, навстречу – каратели прапорщика Корзуна, около ста человек шли на соединение к есаулу Лубкову. Партизаны устроили им засаду по Чульскому тракту, подоспел отряд Перевалова. Жаркой была эта схватка, не досчитались многих, зато почувствовали вкус первой победы; из карателей уцелели и вырвались человек десять, не больше.

Так начались и продолжались партизанские будни, олиферовцев добивали уже в январе 20-го года. Уткин, избранный товарищами первым председателем волостного Совета, с головой окунулся в хозяйственные дела и заботы. И с первых же дней ощутил всю тяжесть незримой борьбы.

Но люди обносились, ни соли, ни керосина, ни спичек: нигде по округе не купишь того же гвоздя, топора, пилу. А из уезда, что ни посыльный – требует хлеб, в первую очередь только хлеб, страна голодает, всюду разруха, взамен – обещания и приказы.

Помощник Уткина Тимофей Орлов настаивал на том, чтобы реквизировать хлеб силой. Конечно, прижать богатеев надо, но как на это посмотрят в уезде? Решили, что за излишками хлеба у зажиточных мужиков исполкомовцы еще раз едут по деревням, председатель - прямо в уезд, пусть дают разрешение или немедленно хлеб выколачивать силой, или заготовки отложить до нового урожая. Иного выхода не, или – или…

 Никто из жителей деревни не знал, что в эту ночь в Поваренкино нагрянет банда Лубкова. О его злодеяниях люди наслышаны уже давно. И был словесный наказ: всем партизанам и сочувствующим Советской власти быть наготове.

Ночью выпал снег. Пушистый, мягкий. Вчера ребятишки носились по тонкому льду Аргудата, а сегодня уже кажется, что этим снегом давно укутана и земля, и речка и пышный кедрач возле кладбища -   всюду белым – бело. Возле калиток уже сугробы, надо грести. Пробьешь от ворот раннюю тропку – значит, с утра настроишься на дело. Не случайно соседка перехватила Наталью, жену Уткина, за подворьем:

-Никак, твой-то в город собрался?

-Да в Мариинск.

-То-то, гляжу заметно на ногах: за водой съездил, сугробы отмел, дров наколол. Повезло тебе с мужем.

Сказала Наталья Миновна про город, а в душе тут же заныло. Разнесет, Бабий язык, что сорочий не по злому умыслу скажет.

Накормила мужа блинами, насыпала в дорогу пельменей. Путь дальний, запас пригодится. Вроде бы сготовила все, а места себе не находит. Стала отговаривать мужа, чтобы повременил с поездкой. Улыбнулся Николай, рывком одернул тужурку. Смелый, сильный.

-Ты что впервой провожаешь? Не волнуйся за меня, оружие всегда при мне. А тебе волноваться вредно…- Кивнул на живот: «Смотри, сына жду».

Подхватил на руки маленькую Софью, Павлу взъерошил волосы:

-Ну, сын, остаешься хозяином.

С этими словами хозяин вышел из дому.

Ожидая Орлова, Николай Никифорович остановился перед картой. Знакома каждая извилина Аргудата, исхожены все тропинки. Вдруг он услышал шаги, и послышались голоса. Обернулся, надеясь, что это Орлов, и замер: ввалились пятеро.

Чужие! Печать, списки активистов, документы при себе - не спрячешь.

Назвав себя соседом, ему все же удалось спрятать все ценные документы.

Хотел, было выйти со двора, как навстречу, лицом к лицу Яшка Шмыков.

Прошло несколько минут, он уже стоял в доме Поваренкина перед атаманом Лубковым.

С этой минуты его видели только случайно. Возле ворот местного богатея выставили караул. Даже прикрученный в амбаре к штырям, как распятый, Уткин внушал разбойникам страх.

Вечером четверо снова отправились к дому Уткина. Хотели скрыть следы преступлений. Ребятишек   упрятали соседи, а Наталья, завидев насильников уже у ворот, обезумевшая заскочила в обмерзшую бочку с водой, что стояла возле порога, надвинула над собой крышку. Жить хотелось только ради детей, ради маленького существа, который колотится под сердцем. Казаки разрушили в доме все. В бочку заглянуть не догадались. Наталья вылезла из нее с поседевшими прядями в косе.

…Далеко за полночь светилась узенькая отдушина амбара кулака Поваренкина, откуда доносились приглушенные голоса и странные хрипы, словно человеку зажали рот, а звуки прорывались откуда-то изнутри. Можно только догадываться какие муки достались за эти часы Николаю Уткину.

Когда над селом висел лунный диск, и тревожно лаяли собаки, местный житель дед Милентий вышел во двор досмотреть за стельной коровой и то, что он увидел, заставило его отшатнуться: в окружении казаков к переулку Аргудата шел голый человек. Он то и дело падал, на снегу оставляя кровавые следы. Его кололи остриями шашек, заставляя подняться. Ужас сковал старика.

Утром, когда лубковцы ушли, Уткина разыскали в логу за селом и едва узнали: руки и ноги отрублены, без головы, тело исколото шашками и штыками, а на груди запеклись восемнадцать штыковых ран.

Это случилось 19 октября 1920 года.

 

История открытия и закрытия церкви.

 

На территории Тюхтетского района в 1912 году функционировали 4 церкви. В этом же году в Поваренкино открылась пятая.

Церковь построили в центре села. Казалось, что красивее построения нет. Она сразу бросалась в глаза. Церковные купола и кресты возносились в небо.

Рядом с церковью висел большой колокол. Он служил вместо часов. Каждый час в колокол звонили, сообщая который час. А если в селе пожар, то его могучий звон слышал каждый дом, и люди быстро собирались, чтобы затушить огонь.

К большому сожалению, церковь прослужила недолго.

С приходом Советской власти, решили ее уничтожить. Местные старожилы помнят этот день.

Для этого комсомольцы выбрали день, а именно 1 мая 1929году. Особо выделились трое комсомольцев: Собаршов Федот Владимирович, Бубко Андрей Станиславович  и Свирский Антон. Они за несколько минут разрушили все, что было в церкви. Выбросили на улицу все иконы, свечи, срывали кресты, разгромили зал для молитв.

Местные жители, увидев это, были в ужасе. Они просили комсомольцев прекратить, но все было напрасно. Но вот парни добрались и до колокола. Собаршов  Федот и Свирский Антон забрались наверх, чтобы скинуть его на землю, а Бубко Андрей руководил ими снизу. Свое задуманное  дело ребята довели до конца.

Колокол лежал на земле,  а рядом стояла полуразрушенная церковь. Сельчане со слезами на глазах смотрели  на это зрелище.

Через два дня старики с большим трудом повесили колокол на место. Люди, которые верят в Бога, и сейчас вспоминают этот день со слезами на глазах. Что касается троих комсомольцев, старожилы говорят, что их покарал Бог, потому что после этого случая, они в течение года умерли один за другим от болезни.

Сейчас, в наши дни, на месте церкви стоит старое заброшенное здание. А колокол в годы Великой Отечественной войны забрали и переплавили на снаряды.

 

Население села Поварёнкино.

 

Первые поселенцы с. Поварёнкино были Кетты (оскеты) пришли со стороны Мариинска.

Дорога сюда шла через зимник, так как не было дорог. Люди осваивали черновую тайгу: охотились, занимались рыболовством, сбором ягод, орехов, грибов. Уже позже стали раскорчевывать леса, распахивать земли, сеять хлеб.

В период Столыпинской реформы 1904 – 1905 года, широкой волной переселенцы хлынули в Сибирь. Эта экономическая миграция была и самой значительной в этносоциальной истории. Для осуществления её была построена Транссибирская магистраль. За земельным паем в таёжный край двинулись люди из Белоруссии, Украины, на дорогу им выдавались подъёмных 300 рублей.

Со второй волной миграции в России появились семьи в Поварёнкино:

 Собаршов Антон Егорович, Иванюженко, Демко Фома Алексеевич, Пшонко Акулина Леоновна, Андреев Мин Андреевич, Утко Никита Антонович, Бубко Станислав Олимпович

Они стали культурными хозяевами, построили церковь в 1912 году – этого хватало для обретения статуса села. Они стали распахивать земли, покупать технику для работ, продавать лесные дары и платить налоги. Кетам, жившим за счёт тайги, пришлось теперь платить твёрдые налоги (так охотнику необходимо было заплатить за сезон 25 соболей).

Третья из Сибирских волн миграция пришлась на тридцатые годы двадцатого века, когда от неприятеля коллективизации двинулись в тайгу большие крестьянские семьи.

Как приживались на новом месте, каб не работали много так, пропали: строили дома, разводили скот, работали в колхозе.

В это время прибыли Рудак Максим Михеевич, Криволапов Фёдор Терентьевич

Емелько Ефросинья Григорьевна

У этих людей ещё значится место рождения - Беларусь.

В годы войны население пополнялось «лишенцами», то есть в ссылку приезжали немцы, литовцы, эстонцы. Им пришлось особенно трудно во время войны, ведь у них не было своего хозяйства. На них вечно озябших было страшно смотреть. Сельчанам тоже хватало работы: и жали, и лес валили, и на стане ночевали, чтобы работу сделать в срок.

Промышленное предприятие на территории с.Поваренкино СПК (колхоз «За коммунизм»)

 

Колхоз «за коммунизм» расположен на северо – западе от районного центра Тюхтета на расстоянии 75 км, и является местом сбыта сельскохозяйственной продукции колхоза.

Площадь колхоза состоит

  1. пашни – 1834га, а посевные 600га.
  2. сенокосы – 1893га, а в 2002 году – 300га.
  3. выгоны – 1877га.
  4. залежи – 767га
  5. леса и вырубки – 10739га, готовят ласа – 700м
  6. болота – 3014 га
  7. прочие – 249га
  8. скота – 100 голов
  9. пасека – 1 – 100пчелосемей
  10. техника: трактора – 27 штук

                     машины – 7 штук

                     комбайны – 6 штук

  1. колхозников – 30 человек

В колхозе одна бригада – Поваренкинская.

Климат колхоза – умеренно – прохладный агроклиматический.

Морозный последний период весной бывает в конце мая, в начале июня, а осенью в первой половине сентября, то есть безморозный период 85 – 101 день.

Замерзание почвы начинается обычно до выпадения снега, что обуславливает растрескивание и глубокое промерзание ее до 3 метров, что снижает оттаивание земли.

Продолжительность снежного покрова достигает 170 – 175 дней, он появляется во второй половине октября, а разрушение его начинается в первой декаде апреля и заканчивается в конце апреля – начале мая.

Территория колхоза составляет слабоволнистую равнину, расчлененную реками на 2 водораздела.

Наличие склонов разной крутизны способствует образованию различных типов почв.

Доминирующие формы – бугорки и западинки. Рельеф колхоза благоприятен для возделывания всех культур, подлежащих механизированной обработке.

Направление колхоза – зерновое, мясное, частично лесная переработка и пчеловодство.

История развития колхоза

На Поваренкинской земле образовался второй колхоз ТЮХТЕТСКОГО РАЙОНА в 1930 году, который получил название «Шаг тайги», председателем назначили Позднякова Сергея Михайловича.

До этого он работал председателем С/совета и руководил партийной ячейкой.

Коммунисты и комсомольцы вели агитационную работу по привлечению жителей села в колхоз. Они собирали собрания, сходы, вели беседы о колхозном хозяйстве. Люди неохотно шли на эти собрания. Слово «колхоз» для многих был пугающим. Жители советовались друг с другом, но только тайно, так они собирались поздним вечером и вели беседы о колхозе, сидя на полу без света. Им было чего бояться, ведь комсомольцы следили за тем, чтобы не было никаких сборищ.

Большую часть населения составляли зажиточные люди, они благодаря своему труду вели свое хозяйство основательно и рентабельно. Среди них отличались такие семьи как: Поваренкин Иван Якимович имел мельницу на реке Аргудат. Собаршов Антон Егорович имел мельницу на реке Аргудат, построил двухэтажные дома вместе с детьми, дети Андрей, Тарас и Захар мастерили мебель, балалайки и другие музыкальные инструменты.

Собаршов Григорий Егорович, Собаршов Петр Михайлович имел маслобойню ( пресс для изготовления растительных масел изо льна, конопли, орехов). Очаповский Осип Яковлевич имел огромную пасеку. Куликов Федор имел лавку и 3 пасеки.  Быков имел лавку. Андреев Мин Андреевич качественно кроил крыши домов из соломы так, что дождь не мог промочить ее насквозь. Утко Никита Антонович отменный бондарь на всю округу. Бубко Станислав Олимпович.

Все эти семьи имели в большом достатке скота (коней, коров, овец). Достаточно у них было и техники (молотилки, косилки, трещетки,  шерстобитки, веялки, лобогрейки).

До революции в с.Поваренкино имелось три личных кооператива (лавки) Куликова Федора, Быкова и Собаршова Антона Егоровича. За товарами тогда ездили на лодках по реке Четь в Тюхтет, а в последствии ездили уже на лошадях, когда была сделана конная дорога вручную топорами и лопатами. Из нашего села, мужчины и женщины трудились на ней, получая за день по 60 копеек. Обычно лавочники сами ездили за товаром, но иногда нанимали людей. Товары привозили разные, необходимые люду.

Славилась сибирская земля работой бондарей, которые возили далеко за пределы в Шира, где обменивали на соль, выращивали хорошие урожаи гречихи, проса, льна, ржи, пшеницы до 30центеров. Многие занимались охотой, земледелием, рыболовством, сбывали пшеницу.

Основной массив земли был у Поваренкина, остальные старались распахивать возле него.

Трудная эта была работа, немногие старались разрабатывать землю, так для них было выгодно наниматься. Расценки за работу были следующие: день жнешь – пуд хлеба, 1га сожнешь – 12 пудов муки получишь. Многие отправлялись жать не только в Поваренкино, но и в Тюхтет.

Люди, не имевшие своей земли и крупного хозяйства, раньше всех вступали в колхоз, ведь терять им было нечего.

Организаторы хотели привлечь в колхоз состоятельные семьи, они стали вести агитацию нагляднее и красочней. Так на работу стали собирать людей с музыкой. Лошади лихо мчались на работу с веселыми песнями вдоль деревни, а с работы возвращались рано. Праздничное настроение старались поддержать хлебом, который изымали у зажиточных крестьян.

Но агитация крепких семей шла с трудом, тогда пришло распоряжение о раскулачивании их. Для этих семей дали твердое задание, которое необходимо было выполнить. Перед ними встал выбор: колхоз или выполнение задания.

Так под высылку попали Собаршовы, Поваренкин, Очаповский, Куликов, Андреев и другие. Семья Андреева Мина Андреевича, узнав о высылке, написали письмо Калинину с просьбой оставить их на месте. Они аргументировали это тем, что их брат Демид Андреевич был партизаном. Положительный ответ пришел в С/совет, и семью Андреевых оставили в покое.

Семья Собаршова Ануфрия Григорьевича не хотела вступать в колхоз, и им принесли постановление об изъятии хлеба, но Ануфрий Григорьевич решил спрятать немного хлеба, чтобы прокормить 5 детей. Большого богатства у них не было кроме выстроенного дома. Комсомольцы Свирский Антон, Собаршов Федот Владимирович, Бубко Андрей Станиславович и жители села Жмулев, Дударев, Мазуров обнаружили хлеб и изъяли его.

Семью Собаршовых посадили зимой на сани, поставили его ящик, железную печку, кое-как прикрыли детей и отправили в Нарым, где Ануфрий вскоре умер вместе с женой.

Безручейка стала местом поселения другой семьи Собаршова Антона Егоровича. Им, имевших технику,, дома, построенные своими руками, растившим хлеб, мясо, было очень трудно понять: « Почему они лишились всего?» Семья пишет высшим властям о помиловании, положительный ответ пришел, но слишком поздно. Отец не выдержал беззакония и закончил свою жизнь самоубийством. Сыновья вернулись в Поваренкино. А потом разъехались по городам.

Утко Никита Антонович и его семью погрузили на подводу, а потом отменили свое распоряжение, ведь лучшего бондаря не было во всей округе.

Амосов Лукьян – единоличник долго не шел в колхоз и попал под высылку, хотя и не был достаточно богатым.

Многие комсомольцы и коммунисты были не столь честны и оприходовали не весь хлеб, а часть забирали себе.

Основной скот, собранный у зажиточных селян, был отправлен в государство, для остального скота стали строить фермы для коров, свинарки для свиней и конюшни для коней.

Для скота необходимо было готовить корм. Впервые в колхозе стали готовить силос. Многие колхозники не знали, для чего роют огромные ямы, разные ходили слухи, но больше всего боялись того, что захоронят живьем. Уже позже люди поняли их назначение.

Траву под силос косили везде на полянах, болотах, в лесу, на личных огородах, везде, где росла трава. Откосить себе сена колхозникам не было возможности. Были случаи, когда колхозники незаконно косили сено в лесу. Человеку, сообщившему о находке, выдавалась премия, а хозяина наказывали.

Для содержания коровы на личном подворье выдавалось 2 воза соломы, а остальной корм хозяева могли вырастить на огороде ( капусту, картофель).

Очень сложные были первые годы так, как на трудодень выдавалось всего 5 копеек.

Многие колхозники очень часто оставались должниками, проработав год. Полмешка зерна получали в дом потому, что практически весь хлеб сдавался государству, поэтому основной хлеб был картофель.

Рыкун тайно посеял хлеб, и его за это сослали в тюрьму

Содержание скота было тоже тяжелое бремя. Весь домашний скот облагался налогом.

При переписи животных, люди пытались спрятать его в лесу или дома, чтобы не получить дополнительного налогообложения.

После организации в хозяйстве были пасеки в количестве 5 штук, на которой было 500 ульев, да техника, которую забрали после раскулачивания. Только в 1934-1935 годах государство стало помогать с техникой колхозу

 

После 1933 года положение в колхозе немного становилось лучше – зерна стали выращивать больше.

В 1935 году образуется МТС, которая помогала колхозу.

В 1937 году выбирают на выставку сельского хозяйства Астанина Демьяна Филлиповича, в Москву, как лучшего пахаря, а в 1938 отправляют Андрееву Евдокию Филипповну, как лучшую телятницу, но она не доехала до Москвы (заболела и вернулась обратно в деревню, а вскоре умерла).

Во время войны в колхозе остались одни женщины, тянувшие на себе всю тяжелую работу.

Им пришлось в эти годы работать, работать и еще раз работать с утра до ночи. Женские плечи выдержали все: и пахоту, и жатву, и заготовку сена, и уход за скотиной, и обработку зерна, и производство льняного полотна, да и многое другое.

За доблестный труд в годы войны были награждены женщины медалями: Утко Анна Ивановна, Андреева Анастасия Терентьевна, Чертусева Анна Птровна, Яковлева Любовь Филипповна, Дударева Наталья Степановна, Пшонко Ольга Васильевна, Стельмах Ольга Климентьевна, Бобоедова Дарья Нестеровна, Дворецкая Александра Нестеровна, Волкова Зинаида Павловна.

В 1953 году соединились Черкасск, Подвал и Поваренкино в колхоз имени Молотова. Колхоз имени Молотова был переименован в 1955-1959 году и стал колхоз «За коммунизм».

В 1960 году в село приезжает съемочная группа с оператором Эдуардом и снимает фильм «Сибирский мед», если бы сняли это кино в действительности, то вся Россия увидела нищету, а так люди смогли увидеть вот такую картину.

Сначала сняли парад техники, которая стала появляться в колхозе на площади.

Стоял единственный колхозный трактор, 2 Красноярские машины, свои нельзя было поставить и комбайны. Потом ездили на пасеку и там снимали огромное обилие меда.

В то время в селе не было детских яслей, но во дворе школы поставили столы, накрыли их скатертями, принесли чайные сервизы из магазина, белые халаты из больницы и собрали детвору, чтобы напоить их чаем с медом. Для взрослых накрыли столы на берегу Аргудат,

Принесли из дома самовары и Харитоновна начала угощать медком людей, но взрослые застеснялись перед камерой и не могли сказать, что мед хорош, пока не принесли им выпить медовушки. Кино показали в Тюхтете и дальше, в поселке смогли его тоже увидеть люди.

Меда катали столько много, что порой не хватало всех лагунов, которые готовили сами пасечники, всей собранной тарой от населения, и тогда приходилось рыть им ямы, сколачивать ящики, щели заливать воском, и заливать туда мед.

В 1966 году накатали по 180 кг меда на улей, а Демко Алексей накатал 203 кг, и ему присвоили звание Героя Социалистического Труда.

Численность колхозников уменьшается, так как происходит дальнейшая реорганизация деревень, отъезд людей из села. Постепенно забрасываются пахотные земли, особенно те, которые находятся далеко и за речками. Бездорожье и отдаленность наносит большой материальный ущерб, а это лишние затраты. Дороги – самая большая проблема для колхоза была раньше и сейчас. Прежде до Тюхтета добирались за двое суток, чтобы сдать продукцию, но теперь тоже есть свои трудности весной, осенью, так как дороги часто в плохом состоянии. Сложности были с уборкой урожая в  д. Шумилово, приходилось гонять комбайны через речку порой. Убытки большие наносит и топливо, которое дорого стоит.

Управлять большим хозяйством сложно, поэтому их за эти годы сменилось столько.

В 2008 году колхоз закрылся.

Культурное наследие с. Поварёнкино.

 

Как и везде в с. Поварёнкино имеется СДК. Работу его обычно оценивают по итогам художественной самодеятельности, а она  ведётся просто отлично. Так жители нашего села неоднократно становились призёрами районного смотра. 1 место заняли прочно, да и как не занять. Все женщины – певуньи, красавицы, юмористки, хозяйки, рукодельницы.

 

Особенно знаменит фольклорный ансамбль «Белоруссочка». Группа женщин  - энтузиастов любила свои песни и не даёт им погибнуть до сих пор. Так в 1973 году  приезжал к ним Скобцов Константин Михайлович из Красноярска и записывал их песни. 13 марта 1985 года он приглашает их к себе в гости на краевое телевидение, и женщины отправились туда с удовольствием. Примака; частушки; ой, калина, ой, малина; синее морюшко глубоко – песни были там исполнены. Выступление их принесло им уверенность в том, что культура не умирает.

 

Главное для женщин, свет в их жизни – дети. Несмотря на принятую строгость правил воспитания и нелёгкую жизнь, «дятёнку» адресованы самые сильные, самые светлые женские чувства. И «колыханки» (колыбельные песни) – самая трепетная, самая нежная часть белорусского фольклора.

Из обрядов и обычаев с давних времён бытует в белорусских семьях и ответки, близкое по значению к крестинам празднование рождение ребёнка, колядки и, конечно, вольно гуляющий поныне день Ивана Купалы – Купалье. Из неприкосновенного, исторически родного и Деды, один из календарных поминальных обрядов, который отмечается  2 ноября. В этот день под вечер приберутся дома, кашу сварят, приготовят застолье, чтоб помянуть ушедших родственников, поплакать и помолиться за их царственно – небесную жизнь.

Кроме празднеств, белорусы привезли с собой в Сибирь традиции ткачества. Эта особая часть народного прикладного творчества. Славились этим белорусские женщины издавна. Вышитые цветами наволочки, полотенца, причём с национальным орнаментом, и поныне святое и обязательное в убранстве домов. До сих пор кросна у многих имеются.

Не забыты теперешними хозяйками и традиции национальной кухни. Каждая горазда на сушки с маком, тонкие крахмальные блины, какие стряпали бабушки. Летом часто готовят холодник из квашеной свеклы, а зимой капусту (щи, но без картошки). И поныне картофельное пюре называют толчёнкой, а драники драчённиками (натирают же картошку на «драчке» - тёрке). А знаменитые клецки с душами – очень сильная вещь.

Кровь живёт в озорных присказках, неистрибом  «яканье» и «воканье». А уж «хв» вместо чуждого «ф» вообще услада для фонетистов, готовых представить к награде за сохранность звукового строя. Что с родины привезли тато и мама, песни да другое что, в годах потерялось. Только как скажем где, так и опознают в нас белорусов. А слова – то, какие

Цибуля – лук

Бульба – картофель

Вечерить – ужинать

Снедать – завтракать

Учинять – заводить

Ковнер – воротник

Рушник – полотенце

Лазня – баня

Исподки – рукавицы.

 

Родиной своей далёкой, многими никогда и не виденной, здесь гордятся.

 

 Репертуар фольклорной группы «Белоруссочка»

 

 

«Волочебники»

(ПАСХА)

 

Пешала пава по саду, по саду

Роняла перья в зелёну траву

В саду гуляла млада (имя)

Ина гуляла, перья сбирала

 

Перья сбирала, в подолок клала

А получше в рукавок клала

С подолка брала, в веночек вела

С рукавка брала, в подвеночек подвевала

 

Звившись в веночек, пошла в тьночек

А и шла она похилась и похваливалась

А никто моего венка не сорвёт

Нис у взнялись муры да буры

 

И подхватили перовой венок

Как подхватили покатили

А и шла она лужком, бережком

Да калиновым мостом

 

А пришла она к синему морю

А на синем море там рыболовы

Рыболовы вы братцы мои

А ти видели перовой венок

 

Подарок шелковый шнурок

Один говорит: «я не видел»

Другой говорит: «И я не бачил»

А третий говорит: «Я в руках держал

 

И на море пускал»

Вы рыболовы, вы братцы мои

Закиньте сети шелковые

И поймайте перовой венок

 

Я так не хочу, я вам заплачу

Одному я дам шелковый платок

Другому дам на золотой перстенёк

Третьему дам на утишание белую руку

 

Первому буду соседочка

Второму буду братовочка

Третьему я буду милая жена

ХРИСТОС ВОСКРЕС БОЖЕ

ЗЕЛЕНА, ЁЛКА, ЗЕЛЕНА

 

 

История школы. 

В  1907 году при церкви была открыта школа. В ней учились ребята 1-3 классов. Учебный год открывался с октября месяца и кончался в середине апреля, а ежедневные занятия начинались с 9  до 16 часов. Обучались только мальчики, девочки должны были приучаться к работе в хозяйстве (прясть, вязать, шить...) Учитель учил детей писать, читать, считать. Поп преподавал божий закон. На уроке пения разучивались молитвы, а этот урок преподавал дьякон.

Позже для школы выделялись уже частные квартиры. Родители учащихся обеспечивали школу дровами. В специально - построенном здании школы проводились занятия с 1914 по 1928 г.г. Эта школа не вмещала учащихся, поэтому начальная школа размещалась в  двухэтажном доме, раскулаченных и высланных хозяев. В связи с указом Правительства о семилетнем образовании в 1938-1939 г.г. в Поваренкинскую школу стали прибывать дети с Рубинского и Чульского сельских Советов. Семилетняя школа стала средней, работа в три смены, в 5 - б классах было по три параллелъных класса. Был интернат, но мест не хватало.

 Во время войны в школе находился детский дом, вывезенный с западных территорий, в котором находилось 2 группы. В годы войны количество учащихся резко сократилось, школа стала снова семилетней.

Только в 1955 году она вновь приобрела статус средней до 70-х годов.    

                                   

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Используются технологии uCoz